Пальчиковые игры

Уважаемые родители!

 Мы сейчас все переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время, мы вынуждены сидеть дома. 

Находиться в режиме самоизоляции труднее всего приходится малышам.  Сейчас перед многими родителями встал вопрос: чем занять своих непосед. Как провести время с интересом и с пользой. Предлагаю вашему вниманию рекомендации, как играть в пальчиковые игры.

 Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание  текстов с использованием пальчиковых игр стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Даже в таком на первый взгляд простом деле есть определенные правила, которые следует соблюдать, чтобы малыш играл с удовольствием, а вы получили все положительные эффекты от пальчиковых игр. 

  1. Подбирая пальчиковую игру, учитывайте возраст ребенка. Детки до двух лет лучше воспринимают игры с использованием одной руки. Более старшие дети с удовольствием играют в пальчиковые игры, в которых происходит смена событий.
  2. Вначале покажите все действия с пальчиками, только затем попросите повторить их ребенка. Помогайте малышу выполнять все правильно. Если вы заметили, что у ребенка возникли сложности, следует упростить игру.
  3. Любая пальчиковая игра сопровождается стихами, либо потешками. Вначале будет достаточно, если ребенок работает только ручками, а стихи читает взрослый. Но со временем переходите сначала на повторение отдельных слов, а затем и всего текста.
  4. Произносите текст выразительно, меняйте интонацию, громкость голоса, делайте паузы, выделяйте отдельные слова.
  5. Добавляя элементы пальчиковой гимнастики следите, чтобы поучаствовал каждый пальчик малыша. При этом важно научить двигаться пальцы не только вместе с другими, но и самостоятельно, изолированно. Это бывает крайне сложно, особенно в раннем возрасте.
  6. Выбирая пальчиковые игры для детей, старайтесь чередовать сжатие, растяжение, расслабление кисти.
  7. Если вы выполняете игру с использованием двух рук, то до 5 лет рекомендуется симметричность в движении правой и левой руки.
  8. Рекомендуется играть в пальчиковые игры часто, но не слишком продолжительное время, чтобы занятия не наскучили малышу.
  9. Хотите внести разнообразие в ваши пальчиковые игры? Попробуйте нарисовать глазки и ротики на пальчиках, сделайте колпачки из бумаги или же переходите к очень увлекательному занятию – пальчиковому театру.

Перейдем от слов к делу! Попробуйте следующие пальчиковые игры для детей:

 

Жук

Я веселый Майский жук.

Знаю все

Сады вокруг,

Над лужайками

Кружу,

А зовут меня

Жу-жу…

(А. Береснев)

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».

 

 Капуста

  Мы капусту рубим-рубим.

 (двигают прямыми ладонями вверх-вниз)

 Мы капусту солим-солим.

 (поочередно поглаживают подушечки пальцев)

 Мы капусту трем-трем,

 (потирают кулачок о кулачок)

 Мы капусту жмем-жмем.

 (сжимают и разжимают кулачок)

 

 Семья

 (поочередно загибают пальцы на руке)

 Этот пальчик дедушка,

 Этот пальчик бабушка,

 Этот пальчик папочка,

 Этот пальчик мамочка,

 Этот пальчик Я –

 Вот и вся моя семья.

 (сжимают и разжимают кулачки)

 

Апельсин

Мы делили апельсин, (хлопаем в ладоши)

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа, (загибаем пальчики)

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для бобра,

А для волка кожура. (разводим руки в стороны)

Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (имитировать бег пальцами по столу)

 

Кулачок

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

 

Козлёнок

Бу-бу, я рогатый (рожки из пальчиков)

Бу-бу, я хвостатый (хвостик за спиной)

Бу-бу, я ушастый (ушки из ладошек)

Бу-бу, очень страшный, (рожки из пальчиков, бодаем)

Бу-бу, испугаю,

Бу-бу, забодаю. 

 

 «Зайка»

Зайка серенький сидит,

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так.

Он ушами шевелит.

(Указательный и средний палец развести в стороны. Остальные сжать в кулачок. Пошевелить «ушками»)

Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе.

-Показывают фигурку при помощи двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).