Уважаемые родители!
Мы сейчас все переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время, мы вынуждены сидеть дома.
Находиться в режиме самоизоляции труднее всего приходится малышам. Сейчас перед многими родителями встал вопрос: чем занять своих непосед. Как провести время с интересом и с пользой. Предлагаю вашему вниманию рекомендации, как играть в пальчиковые игры.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковых игр стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Даже в таком на первый взгляд простом деле есть определенные правила, которые следует соблюдать, чтобы малыш играл с удовольствием, а вы получили все положительные эффекты от пальчиковых игр.
- Подбирая пальчиковую игру, учитывайте возраст ребенка. Детки до двух лет лучше воспринимают игры с использованием одной руки. Более старшие дети с удовольствием играют в пальчиковые игры, в которых происходит смена событий.
- Вначале покажите все действия с пальчиками, только затем попросите повторить их ребенка. Помогайте малышу выполнять все правильно. Если вы заметили, что у ребенка возникли сложности, следует упростить игру.
- Любая пальчиковая игра сопровождается стихами, либо потешками. Вначале будет достаточно, если ребенок работает только ручками, а стихи читает взрослый. Но со временем переходите сначала на повторение отдельных слов, а затем и всего текста.
- Произносите текст выразительно, меняйте интонацию, громкость голоса, делайте паузы, выделяйте отдельные слова.
- Добавляя элементы пальчиковой гимнастики следите, чтобы поучаствовал каждый пальчик малыша. При этом важно научить двигаться пальцы не только вместе с другими, но и самостоятельно, изолированно. Это бывает крайне сложно, особенно в раннем возрасте.
- Выбирая пальчиковые игры для детей, старайтесь чередовать сжатие, растяжение, расслабление кисти.
- Если вы выполняете игру с использованием двух рук, то до 5 лет рекомендуется симметричность в движении правой и левой руки.
- Рекомендуется играть в пальчиковые игры часто, но не слишком продолжительное время, чтобы занятия не наскучили малышу.
- Хотите внести разнообразие в ваши пальчиковые игры? Попробуйте нарисовать глазки и ротики на пальчиках, сделайте колпачки из бумаги или же переходите к очень увлекательному занятию – пальчиковому театру.
Перейдем от слов к делу! Попробуйте следующие пальчиковые игры для детей:
Жук
Я веселый Майский жук.
Знаю все
Сады вокруг,
Над лужайками
Кружу,
А зовут меня
Жу-жу…
(А. Береснев)
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».
Капуста
Мы капусту рубим-рубим.
(двигают прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим.
(поочередно поглаживают подушечки пальцев)
Мы капусту трем-трем,
(потирают кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем-жмем.
(сжимают и разжимают кулачок)
Семья
(поочередно загибают пальцы на руке)
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик Я –
Вот и вся моя семья.
(сжимают и разжимают кулачки)
Апельсин
Мы делили апельсин, (хлопаем в ладоши)
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа, (загибаем пальчики)
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для бобра,
А для волка кожура. (разводим руки в стороны)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (имитировать бег пальцами по столу)
Кулачок
Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!
Козлёнок
Бу-бу, я рогатый (рожки из пальчиков)
Бу-бу, я хвостатый (хвостик за спиной)
Бу-бу, я ушастый (ушки из ладошек)
Бу-бу, очень страшный, (рожки из пальчиков, бодаем)
Бу-бу, испугаю,
Бу-бу, забодаю.
«Зайка»
Зайка серенький сидит,
Он ушами шевелит.
Вот так, вот так.
Он ушами шевелит.
(Указательный и средний палец развести в стороны. Остальные сжать в кулачок. Пошевелить «ушками»)
Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе.
-Показывают фигурку при помощи двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).